Мы решили взяться за считающийся самым унылым, скучным, пафосным и глупым стилей тяжелой рок-музыки, за любовь к которому в приличных местах, наверное, бьют (мы попробуем на следующем «Стереолете»). Его нытьём были переполнены каналы конца девяностых, а в России группы вроде Staind долго — очень долго и непонятно, зачем — крутило радио "Максимум«.Хуже того, у стиля даже нет какого-то чёткого определения: ну, относительно тяжёлая гитарная музыка, взращенная на записях Nirvana, Soundgarden и иже с ними. Гнусавый вокал, ревущие струны, чрезмерное количество (или полное отсутствие, зато татуировка огого) волос у вокалиста — ну, вот и всё определение. Пост-гранжем считали и Foo Fighetrs, и Staind. Некоторые умники включали в число пост-гранж-групп даже The Vines. Мы решили трактовать максимально широко это понятие и выбрали 15 альбомов, от которых (надеемся, и вас тоже) не тошнит.

Live — Throwing Copper (1994)

109941

Кто: Изначально — одна из самых мощных постгранж групп начала девяностых во главе с голосистым Эдом Ковальчиком, который только подстригся налысо и ещё не подружился с Трики. Сейчас — пафосный аттракцион с гитарами и каким-то странным новым вокалистом.

Что: Мощный, громогласный и пафосный выход постгранжа на большую сцену. Эд Ковальчик то шепчет, то воет, то орет, барабаны стучат, что твои часы судного дня. В целом всё ещё более-менее чинно: такой обросший мускулами хард-рок, такая с задранным кверху подбородком версия Stone Temple Pilots (которым мы обязательно посвятим отдельный текст). Если и надо входить в жанр, то через этот альбом. В нем есть страсть, животная такая, с хлыстом — и нет нытья. И — отдельно — великая песня «I Alone».

Candlebox — Lucy (1995)

Candlebox_-_Lucy

Кто: Люди из Сиэтла, в сознательном возрасте заставшие в здравии Кобейна. Примечательны тем, что смогли найти ответ на вопрос, как жить дальше (после, собственно, смерти основателя Nirvana). Что удивительно, перерыв в их деятельности пришёлся ровно на расцвет постгранжа. И лучше бы они снова не собирались, честное слово.

Что: Прекрасная в своей неотёсанности, неровности и нервозности, заставшая дух времени запись. Вернее даже сказать — безвременья, когда дух (не времени) сами знаете кого ещё взмывался над Сиэтлом, а Фреду Дёрсту ещё не попала на руки запись неизвестной группы Staind. Здесь одинаково старательно лязгают гитарами под стать времени и выдают такие гитарные соло, которых не было у коллег ни до, ни после. Кевин Мартин ещё не определился, что ему делать с собственным голосом, который скачет по тембрам. Это уже потом группа назовёт свой концертный альбом — то ли в шутку, то ли всерьёз — Alive in Seattle. А здесь просто прямо зафиксирована смена вех: затем и надо слушать.

Staind — Tormented (1996)

Tormented-cover

Кто: Протеже Фредда Дёрста просто обязаны были рано или поздно идеологически размежеваться с его детищем — наверное, благодаря этому Staind снискали славу главных плакальщиков жанра. И именно Staind дали миру доказательство того, что играть мускулами, делать хмурые физиономии и бессовестно ныть можно одновременно. Самый известный альбом группы называется «14 оттенков серого» — звучит, в целом, так же.

Что: Самый первый альбом группы, где Аарон Льюис ещё упражняет голосовые связки, срывается на крик и рык, ревёт, рвёт и мечет под хищные риффы зубоскальных гитар. Если честно, эта суицидальная запись куда ближе к ню-металлу, но таких Staind куда интереснее слушать. Очень забавная ситуация вышла с обложкой альбома, на которой нарисована распятая на кресте кукла Барби. Говорят, когда Staind должны были выступать на разогреве у Limp Bizkit, изображение не пришлось по душе Фреду Дёрсту, и он вроде как хотел наложить вето на разогрев. Вышло всё по-другому: фронтмен Limp Bizkit включил диск, проникся звуком и подписал группу на свой лейбл. И лучше бы этого не делал.

Feeder — Polythene (1997)

51nwCV6Mf3L

Кто: Как мы уже отмечали в наших прошлых материалах, валлийские суперуниверсалы начинали с амплуа беспечных эпигонов The Smashing Pumpkins.

Что: Легкомысленный дистиллированный постгранж выглядел настолько карикатурным, насколько его таким, наверное, и рисовали в Британии. Для того, чтобы понять, что такое группа Feeder в ее самой первой инкарнации, достаточно посмотреть клип на песню Stereoworld, где Грант Николас в рубашке оранжевого цвета и нелепом галстуке нелепо дает Курта Кобейна и ему как-то не хочется верить, японский басист с прической «антенна», какой-то лифт и все это под визги и лязги гитар под стать времени. Такой группа Feeder предстала в первый и последний раз.

Bush «The Science of Things» (1999)

science__78942_zoom

Кто: Снова британцы, но на этот раз куда более бескомпромиссные. Гэвин Россдэйл и сотоварищи как с самого начала взяли уверенный курс на запад, так ему и не изменяли. Самым естественным образом выстрелив в Америке, группа опять же самым естественным образом была принята на родине, скажем так, со смешанными чувствами, и эти смешанные чувства — максимум для хмурых людей с перегруженными гитарами и низкими голосами в эпоху бритпопа. С другой стороны, в качестве индульгенции у них есть замечательный альбом ремиксов «Dectonstructed», где хрипотца Россдейла отлично укладывается в актуальную электронику от людей типа Голди. А, да, Россдейл еще и муж Гвен Стефани, что мало отразилось на музыке обоих — и слава богу.

Что: Третий выход самых американских британцев в истории рока. Один из первых идеальных образцов для палаты мер и весов постгранжа — стать, смурь, тяжелые гитары, характерный тембр голоса и пара баллад. Совсем скоро примерно так будет выглядеть и звучать каждая вторая группа в Америке. Но у Bush, во-первых, были запоминающиеся песни, во-вторых, не было твердолобости и прямолинейности иных адептов жанра: сэмплы, аккуратный хип-хоповый бит и шумовые эксперименты тут сосуществовали на равных с треками вроде «Jesus Online»

3 Doors Down — The Better Life (2000)

large.0zEHNxqJ1cP0TooP18_x0MiMQKW5bQg21mKHBgavB4s

Кто: Команда, наверное, с самой отвратительной репутацией среди всех команд жанра — до такой степени, что сам жанр упорно открещивается от нее. По сути дела, одни из главных виновников появления постгранжа на MTV в том виде, в котором его все знают, ненавидят и предпочитают не вспоминать: такие обезжиренные баллады для девочек. И, да, именно они написали песню «Here Without You».

Что: Если постгранж в классическом понимании — это всё-таки трансляция маскулинного дискурса тем, кому в старшей школе его мучительно не хватает, то 3 Doors Down — это попытка повернуться лицом к женской аудитории, не испортив при этом обедни. Ну, грубо говоря, быть группой и для девочек, и для лузеров — благо, и баллад здесь достаточно (как и любовной лирики категории «Б» — впрочем, дальше будет еще хуже), да и песня с одноименным названием (‘Loser’ — прим. ) есть. Ах, да, именно здесь та самая песня с клипом про незадачливого дедушку-супермена, от минусовки которой бы не отказалась добрая половина русских рок-групп (нет, правда, послушайте — все прям как у «ДДТ»).

Creed — Weathered (2001)

614gKUDWmUL

Кто: Популярная на рубеже веков христианская группа, которая меняла фронтмена и название — и это никто не заметил. Кстати, вокалиста выгнали за не слишком христианское поведение: слишком любил женщин, которые не приходились ему жёнами.

Что: Артефакт вступившего в новую эру постгранжа, каким мы его и запомнили — преисполненного мачизмом, начисто лишённым страсти. Всё самые избитые стереотипы жанра, кажется, начали работать именно здесь: вселенская тоска под нескончаемый гитарный рык уже не боль, а поза, серьёзные лица здесь не более чем ужимки, и игра всеми возможными мускулами — обязательный элемент игры. Самая главная проблема этой пластинки кроется в том, что так выглядеть, играть и вести себя будет считаться дурным тоном — скорее, беда, а не вина группы.

Lifehouse — Stanley Climbfall (2002)

51lEeSavn1L

Кто: Троица из Лос-Анджелеса во главе с человеком, одинаково уместно смотрящимся и в американской рок-группе рубежа веков, и в бойзбенде той же эпохи. Дух времени, иначе не сказать. В музыкальном смысле ещё одна вылазка постгранжа на территорию христианского рока. Или наоборот.

Что: Джейсон Уэйд оброс шевелюрой и перестал быть похожим на чувака из бойзбенда, а звук неожиданно оброс мускулами — сказались, видимо, сравнения с группой The Calling. На выходе получился редкий пример выхолощенного, но выразительного постгранжа для радио: даже постоянное чтение моралей под перегруженные гитары здесь не портит погоды, а под песни можно даже потанцевать.

Filter «The Amalgamut» (2002)

41-VSZSXT5L

Кто:Группа бывшего участника Nine Inch Nails Ричарда Патрика. Оно и слышно: сквозь гущу неторопливых гитар то и дело пробирались трипхоповый бит и прочие достижения грубой электроники для людей в чёрном тех лет. Естественно, с таким нарративом группа засветилась на саундтреке к фильму «Spawn» — компанию им составили The Crystal Method — да и в дальнейшем команда сама довольно веско высказывалась на тему электроники, не лишая гитарный звук характерного для жанра густоты и вязи.

Что: Наверное, самая мощная и крепкая пластинка в жанре со времён «Throwing Copper». Перед записью третьего альбома Filter Ричард Патрик проехал на машине всю страну и очень огорчился, увидев на пути кучу вывесок «Subway» и «McDonalds». Совсем недавно были события 11 сентября, которые в принципе стали магистральной темой у американских рокеров. Вдобавок ко всему, Патрик безуспешно боролся с алкоголем и наркотиками и лейблом, который просил сочинить ещё одну «Take a Picture» (главный хит группы). Получилась в итоге по-хорошему злая пластинка с гордо поднятой головой и растерзанным нервом, где одна песня может начинаться с истошного выкрика «motherfucker» и разродиться градом разъярённых гитар, а в другой Ричард Патрик под тонкоструйный бит драм-машины натурально даёт Тома Йорка. Пара баллад здесь, кстати, тоже есть: второй Take a Picture, правда, не получилось — и слава богу. Заканчивается же всё это дело каким-то невероятным восьмиминутным эмбиентом с гитарным эхом.

Hoobastank — Every Man for Himself (2006)

every-man-for-himself-4e64e5a53da20

Кто: Продолжатели славного дела группы 3 Doors Down по части таргетинга молодой и очень молодой целевой аудитории. Известны песней The Reason, которая однажды чуть не возглавила американский хит-парад и довольно часто фигурировала в эфире радио «Максимум», которое безуспешно пыталось привить любовь россиян к слишком нездешней музыке.

Что: Приторная сторона постгранжа, как ни парадоксально, в хорошем смысле этого слова. Альбом полон под завязку баллад для американского радио — незатейливых и бессовестных в плане лирики — но, надо сказать, образцовых. Скажем, завершающую семиминутную «More than a Memory» с невесть откуда взявшимися флейтой и духовыми могли бы взять в оборот даже английские специалисты по балладам середины нулевых. Впрочем, пара-тройка ершистых боевиков тут тоже есть, и погоды они не портят. Разумеется, пошлая любовная лирика и разброс штампов тут на месте, но по части отлаженной работы этих штампов и клише пластинка безупречна. Да и девушкам эти песни ставить как-то даже нестыдно.