Я помню тот октябрьский день 2010-го, когда все вдруг взяли и обиделись на Павла Дурова, который никак не хотел возвращать стену. На что он ответил: дескать, вы меня сейчас ненавидите, но совсем скоро будете благодарны, и оказался чертовски проницателен.

Вся эта вконтактовская история для нас стала интересна после того, как появились публичные страницы, которые вроде как планировалось делать с серьёзными намерениями для серьёзных людей, а вылилось это в итоге помимо прочего в совершенно непритязательную и несерьёзную затею, за которую с радостью брались самые юные и самые романтичные.

Самые находчивые, самые трудолюбивые, как и самые сговорчивые из них стали тогда самыми удачливыми — четыре года назад сообщение в духе «Привет, давай ВП?» от одного админа другому не считалось чем-то пошлым. Архивное желание старших поколений транслировать свои музыкальные воззрения в массы стало возможным именно здесь, поэтому соцсеть стала наводняться невиданными ранее энтузиастами, которые готовы были транслировать музыку, иллюстрировать музыку и рассказывать о музыке — не опошленными клише радиоэфира и не витиеватыми рассуждениями музкритика. Со временем их стало настолько много, что страницы, часто повторяющие друг друга, стали множиться в геометрической прогрессии. Шаговая доступность, минимум текста, лаконизм и уместное иллюстрирование всего происходящего (Flickr к вашим услугами) вызвали невероятную обратную связь. В конечном итоге, всё дошло до того, что при разговоре о музыкальных медиа настоящего дня упоминать трекблоги перестало быть стыдно, а серьезные издания вроде «Волны» сперва неусыпно следили за их авторами, а потом некоторых из них взяли к себе под крыло. На этом хорошие новости закончились, и началось вот это.

Почему это всем надоело?

Всё просто: во-первых, пабликов стало слишком много, а любая ниша имеет свойство рано или поздно заполняться. Эта история не стала исключением: вчерашние школьники из числа удачливых быстро смекнули, что кроется за аббревиатурой SMM и научились если не зарабатывать на рекламе, то пробивать себе «проходки» через рекламные посты, вдохновив сотни своих менее удачливых сверстников на создание никому не нужных эпигонов и клонов. Особенно это касается блогов с ванильными (как вариант — безысходными) картинками, между которыми найти хотя бы пять отличий уже не представлялось возможным. С одной стороны были люди, почувствовавшие вкус прелестей бартерного сотрудничества и пусть небольших, но всё-таки денег за рекламу, с другой — бесконечные сообщения с просьбами помочь репостами вечно молодому и вечно перспективному трекблогу. Как известно, многократно воспроизведённая идея неминуемо движется к собственной девальвации — так, создавать паблик с музыкой и пикчами из тумблера и фликра в две тысячи пятнадцатом стало занятием не только бесперспективным, но и пошлым.

Во-вторых, создатели трекблогов не утруждали себя в поиске авторских идей, а упорно изобретали уже излюбленный велосипед — так, новоявленным админам больше всего полюбилось обкатывать две темы — ваниль и свэг в самом общепринятом их изводе. Благо, требования минимальны — обладать хоть какой-то базой музыкальных знаний (подчерпнутой, как правило, из таких же пабликов), средними коммуникативными навыками и умением найти пару-тройку релевантных тумблер-блогов с картинками соответствующего типа. Ещё важно сделать из какой-нибудь картинки обязательный кругляшок для аватара. Ну, ещё можно озаглавить получившееся примерно VOT TΛK. Что ещё забавно, многие действительно достойные треки маниакальным образом стали излюбленной мишенью для соседства с приторными иллюстрациями в таких же приторных пабликах. Так, глобальный поиск песни “505″ группы Arctic Monkeys выдал феерическое множество таких экземпляров. Самый первый результат, попавшийся нам — комментарии, как говорится, излишни:

Не стоит забывать о том, что трекблоги хоть и в буквальном смысле положили на лопатки музыкальную прессу старой формации, но в познавательном ключе многие из них ничего не смогли ей противопоставить — подавляющим большинством пабликов заведовали не самые искушённые в отношении слога люди, которые просто не имели возможности объяснить, почему именно это нужно во что бы то ни стало послушать. Формула «красивая картинка + песня» просто перестала работать — людям снова стали нужны пояснения, а, порой, и объяснения.

Что будет дальше?

Нет, мы не говорим о том, что трекблоги в один прекрасный момент возьмут и исчезнут все до единого — произойти это может только в случае самого радикального решения в методах борьбы с пиратством — а мы с вами всё-таки не будем забывать, что трекблоги — это ещё и о пиратстве.

Выживут сильные и/или смешные. К примеру, #howlonghaveyoupop с его неочевидной поп- и рок-музыкой. Или паблики вроде «Афиши-Говна», которые не только про музыку, но еще и про отбойный юмор. Или те, кто как FatNecks задумаются о нормальном оформлении своих постов и захотят сделать что-то за пределами, собственно, «ВКонтакте». Или сугубо нишевые вещи в диапазоне от Red Disco до подразделов E:/Music — благо их авторы не ленятся и стараются что-то о выкладываемой ими музыкой рассказать. Подозреваем, что лично мы можем и не выжить в такой ситуации, ну, что тут поделаешь. Главное – эта вся плохо пахнущая ванильная история (в равной степени касающаяся, кстати, и кино с их стопятисотыми клонами Cinemaholics, и книг, где на пастельном фоне обязательно крепится воодушевляющая цитата)

В итоге произойдет классический естественный отбор. Это будет история уже или про голый энтузиазм (как у людей из прошлого абзаца), или про грамотный бизнес в соцсетях — благо, крупные музыкальные паблики — это уже чистой воды медиамаркетинг. За эти четыре года изменился порог входа на эту территорию: раньше договориться о взаимной рекламе с кем бы то ни было не стоило труда — сейчас это в лучшем случае стоит денег: предложение по отношению к спросу на такие вещи стало расти в геометрической прогрессии. Грубо говоря, если вы хотите прямо сейчас классический трекблог с картинками и песнями — оставьте эту идею. Скоро не останется даже тумблер-блогов с картинками, из которых ещё ничего не стырили. Не говоря уже о ровесницах твоей старшей двоюродной племянницы, которые давным-давно на всё подписались.

Автор: Вова Завьялов, Редактор «Новой Земли» и создатель паблика E:\music\britpop.