Years And Years — это главная поп-группа мира прямо сейчас. Кроме шуток. Да, Олли Александер похож то ли на Игоря Сорина, то ли на Джастина Тимберлейка в его худшие годы, то ли на Джастина Бибера в любое время. Да, это бойз-бэнд по сути и звуку (ну, бой-бэнд, ок). Но это, наверное, лучший пример того, как можно дерзко использовать вперёдсмотрящую электронику в поп-контексте. Тут вам и Disclosure, и гулкий чуть ли не дрейковский бас. Плюс есть в этих песнях какая-то дикая распущенная сексуальность, которой не достаёт именно мужской поп-музыке в последнее время. И зал — финны очень зажатый народ, который не танцевал даже под Тайлера (нет, вы представьте, а), но тут была какая-то вакханалия. И это круто. Если честно, Y&Y — это последние, кого автор этих строк собирался увидеть на Flow, и слава богу дошёл.

jMijQHZhH3I

Ройшн Мёрфи похожа на Гурченко во время кризиса среднего возраста. Это всё, что стоит знать о концерте бывшей вокалистки Moloko. За костюмами Мёрфи следить было куда интереснее, нежели за музыкой. Даже очевидные и беспроигрышные хиты — вроде «Familiar Feeling» — выглядели слишком механично. И поведение Мёрфи туда же: когда она между сценами улыбалась публике, это было верно и честно, когда она начинала устраивать кабаре в сменных декорациях с запрокидыванием головы, это было похоже на самодеятельность.

Flow 2015 243

Pet Shop Boys — это очень дорогой и очень скучный поп-аттракцион. Ну, или если хотите, «Дискотека восьмидесятых». Выглядело всё примерно так: два мужчины в возрасте за красивым экраном и потом под светом прожекторов поют (кажется, под «минус один») свои главные хиты. Но выглядит это настолько дежурно, что отвернись — и кажется, что ты просто слышишь эти песни из ларька. Нечто подобное было на Flow в 2013 году под Kraftwerk: скучное 3D-шоу и четыре кнопкодава, из которых ещё тридцать лет назад ушло всё напряжение. Простите.

jis7-J7zs_w

Future Islands — это очень простой и очень мощный поп-аттракцион. Вокалист Future Islands по фамилии «Селёдка» выглядит как Мэтт Бэррингер с характером и повадками Тревора из GTA V. Рычит, бьется, бесится, ползает, бьет себя кулаком по груди на фоне миловидного софт-рока. Но выглядит это незабываемо. У FI нет ни одного цепкого хита, ни одного однозначного хука, но эта дивная и дикая энергетика, эти сценические выкрутасы, это бешенство форм являются таким булыжником, который тебе засаживают в голову, и опомниться нельзя. По сути, такая вывернутая наизнанку поп-музыка куда прямее и честнее того, чем занимаются фигуранты предыдущего пункта.

Flow 2015 346

Да, Флоренс — это хорошо. У меня образ сильной женщины, которая много и одинаково рыдает и заламывает руки не вызывает чувств. Наверное, у меня нет сердца. Ок. Но другое дело — концерт. Флоренс Уэлч может носить что угодно и выглядеть как угодно, но вот эта, простите, жизненная сила, эта эмоциональная динамика, это смерть от любви каждую секунду и каждую ноту — такого именно что шоу в минимальных декорациях не сыскать сейчас нигде. Но в записи это всё равно слушать невозможно. Снова простите.

Flow 2015 149

Мало места. Очень. Ещё два года назад организаторы говорили, что вскоре на месте, где сейчас проходит Flow, будут строить жилой квартал, и фестиваль переедет. Пока всё остаётся как было (и будет до 2017 года), и это, наверное, единственный минус всего происходящего. 70 тысяч человек — и постоянная, бесконечная толпа повсюду. Особенно это было заметно в последний день, когда особо серьёзного выбора между хедлайнерами у публики не было и все шли на одних и тех же исполнителей, в результате чего чтобы пройти от одного края главной сцены к другому нужно было 20 минут.

Flow 2015 483

На Flow всё ещё не хватает российских артистов. А также эстонских, латвийских и прочих. Претензия может показаться странной, но всё же. Love Cult и Нина Кравиц (на фото выше) — и всё? Есть, как минимум, ещё NV и Антон Маскелиаде, которые с успехом играют свою ни на что не похожую электронику на совсем больших площадках. Есть ещё с десяток электронщиков, которые могут. Есть сильная инди-сцена, в конце концов. Туомас Каллио, отвечающий за подбор артистов, говорит, что, да, нет пока тут ни россиян, ни эстонцев, ни латышей, но их увидеть хотелось бы, просто непонятно, как и откуда брать. Если это действительно не лукавство, то надо с этим что-то делать, серьёзно.