У каждого — свои итоги года. Ближайшие две недели мы будем рассказывать вам о лучших альбомах, записанных в Петербурге (и не совсем). Сперва — умная поп-музыка от группы Neon Lights, записавших в этом году альбом “Heaven”, где хватает места и томной ностальгии, и умению обращаться с музыкальным контекстом. Для людей с синтезаторами в России — если честно, редкое и приятное сочетание.

Кто: Евгений Лазаренко и Макс Хаген. Первый играет на гитаре в группе «Мультфильмы» и пишет статьи. Второй пишет статьи. Первый проникновенно поет о спящих красавицах и простоте непростой жизни. Второй на все это наводит клавишный мрак.
За что: Во-первых, Neon Lights ставят на первое место мелодию, а не аутентичность: даже странно, что такие вещи надо проговаривать, но немногие могут превратить томный винтаж в песни — у Лазаренко и Хагена это получается, они валят в свою музыкальную шкатулку все подряд — тут и Royksopp, и Моррисси, и новая волна времен расцвета, и кто только не. Во-вторых, у NL в. песнях нет лишнего пафоса, нет той позы, которая заполняет творческую пустоту. В-третьих, у них каким-то немыслимым образом при минимуме средств получилось записать альбом, в котором девять из десяти песен можно без опасений включить и посредь шумного бала, и когда тебе особенно мерзко.

Слово автору

Об альбоме

В какой-то момент мы задумались о том, что надо высказаться более глобально, чем мы это делали последние три года, выкидывая по две-три песни под одной обложкой. Да и в этом году появились две вещи, имеющие сингловый статус, и мы решили, что именно они будут завершать альбом: по саунду они оказались схожими с тем материалом, который мы готовили для LP. И наконец-то сложился примерный список треков, которые единообразно звучат. Мы старались худо-бедно выверить некий аранжировочный баланс, и стало совершенно ясно, что именно эти десять треков в итоге образуют альбом.

О домашней записи

Это упростило ситуацию, потому что не нужно было вкладывать много денег в процесс. С другой стороны, мы немного расслабились, и процесс растянулся, в частности, из-за возможности сделать всё самостоятельно и тогда, когда тебе заблагорассудится. И в итоге как-то не «благорассудится», всегда что-нибудь откладывается со словами «а, завтра!». А потом ты сам себе ставишь какой-то дедлайн и его уже придерживаешься. Но следующий альбом я бы хотел делать в студии и не в одиночку, а чтобы еще кто-то из музыкантов участвовал в записи.

О лейбле

В какой-то момент всплыл мой друг Тоша Борисов с лейблом ZapalRecords,и мы, собственно говоря, запали и запалились. Точнее, запалимся в скором времени. Посмотрим, что из этого выйдет. Он подтянул всех своих друзей, сделал нам мастеринг в Англии, а также предоставил нам точку для репетиций с живой ритм-секцией.

О клипе

Происходило всё это действо под руководством продюсера Марины Кацубы (известная поэтесса – прим. ред.). Она привлекла классную команду из Москвы и Санкт-Петербурга. Можно сказать, что снимали кино. Несколько локаций, массовка, приходилось играть какие-то роли, эмоции. Снимали в одной из аудиторий Мухинского училища и в столовке института киноинженеров (СПбГИКиТ — прим. ред.), переоборудованной под больничную палату. В общем, все наши творческие посылы и принципы иллюстрированы этим клипом, так что советую посмотреть его (группа еще не представила его в сети).

О диске с Женей Любич

Предложение поступило с нашей стороны, и для меня это было возможностью поработать с музыкантами, так как запись дома, взаперти с Хагеном — это совсем другая история. Если Neon Lights — это баланс электронного звучания и живых инструментов, то с Женей Любич мы попытались выдрючить звук настолько, чтобы его без зазрения совести можно было продавать. Для меня это был отличный опыт как для звукаря, технаря и аранжировщика. Мне кажется, что мы более-менее справились с поставленной задачей: сами записывались долгими бессонными ночами, сами свели и отмастерили, и это продается на Itunes.

О новых участниках

Темыча (Артема Вахитова — прим. авт.) я знаю уже полжизни, это прекрасный музыкант. Мы с ним неоднократно играли в других проектах, у нас была совместная группа «Радио» на рубеже прошлых десятилетий. Он сам не раз принимал участие в Грушинском фестивале, играл с участниками проекта «Голос», а сейчас у него параллельный проект под названием «Легкие», где он поет свои песни в дуэте с исполнителем на укулеле. Такое приджазованное КСП, городской романс. Он же и привел к нам барабанщика Леню Ханина. О нем я ничего не знаю, кроме того, что он играет джаз.

Об оформлении диска

У нас все синглы оформлены единообразно: в виде неких флуоресцентных морских гадов и чудовищ. И в этот раз Хаген набрел на подборку фотографа Александра Семенова с кадрами из подводной жизни. Мы там приглядели себе одного очень симпатичного морского ангела и, собственно, поместили его на обложку и внутрь диска. С ним связана целая драматургия, короче, это нужно видеть. В раскладушке он ведет себя совсем по-другому, и это символизирует то, как мы подходим к сочинению песен: с одной стороны, сладость подачи, а с другой — сумрачность самого материала. Так же мы решили не включать в оформление альбома тексты песен. Хаген изящно выкрутился из этой ситуации, составив стишок из строчек каждой песни. Уже печатается тираж дисков, также были разговоры о виниле. Но, думаю, у нас настолько всё не hi-fi, что сложно предположить, насколько винил будет нужен, да и возможен ли он вообще.

О тенденциях

То, что я делал с моей предыдущей группой Gameboyz, я раньше мог охарактеризовать словом дэнс-рок. И я видел нечто общее с командами вроде «Богатые и Знаменитые», Mr. Humbert, ModelReign. В итоге они к своей гитарной музыке прибавили синтезаторы и сделали либо нечто более клубное, например, Creamscream(экс-«Богатые и Знаменитые» — прим. ред.), либо более буржуазное, как музыка группы Vougal (экс-Mr. Humbert — прим. ред.). И очень здорово, что вся эта грядка пятилетней давности растеклась вширь при помощи синтезаторов. И мы тоже в этой кухне как-то барахтаемся, потому что я не знаю, на что мы сейчас похожи. По мне, так ни на что. Нас не к кому подклеить. Мы странно смотримся как на фестивале «Ионосфера», так и на синтипоп-фестивале «Синтез», куда я недавно вписал нас. Хаген, кстати, был недоволен, потому что тамошняя тусовка все-таки ближе к европейскому синтипопу индустриального плана вроде EBM.

Neon Lights выступят 21 декабря в «Биржа Баре», подробности тут. Полностью альбом «Heaven» можно послушать на «Волне» и Soundcloud.

Текст: Сергей Паршиков