Первая половина десятых сразу после распада Oasis обернулась парадоксально неожиданной востребованностью бритпоп-групп и массовой волной реюнионов. Логичной кульминацией стало возвращение Blur в большую игру. Кроме того, неожиданно вернусь в форму многие из тех, на ком уже давно поставили крест. «Новая Земля» выбрала 10 бритпоп-групп, которые сейчас слушать как минимум не стыдно.

The Charlatans

The-Charlatans-Modern-Nature

О главном: The Charlatans не выпускали достойных альбомов лет десять, значимых — и того больше, зализывали раны и несли потери — к сожалению, не только в смысле переносном. Сначала гибель в 1996 году клавишника Роба Коллинза заставила группу сменить хаммонд-орган на беспардонные и неотёсанные гитарные риффы, а позапрошлогодняя смерть барабанщика Джона Брукса вообще поставила большой знак вопроса над дальнейшим будущим.

Тем не менее, «шарлатаны» возвращаются в своей лучшей форме за последние чуть ли не двадцать лет. Отставив в сторону жёсткие гитары, группа пишет расслабленную и умудрённую оду оптимизму вопреки всем обстоятельствам — неожиданно вернулся на место хаммонд-орган, под которым аккуратно выстелен электронный бит, но блюзовые гаммы здесь настойчиво вызывают ассоциации, скорее, с The Black Keys, чем с собственными упражнениями в мэдчестере. Это негромкая и очень эпикурейская история четырёх немолодых уже людей о том, что никогда не надо сдаваться.

James

James-La-Petite-Mort

Ещё одни важные люди, сделавшие себе имя ещё до эпохи бритпопа, но прямо с ней ассоциирующиеся. James никогда ни при ком не были на первых ролях, но своё почётное место во второй-третьей строчке под хедлайнерами забронировали давно и основательно.

Оставив ещё на рубеже веков в покое сначала Брайана Ино с его звуковыми опытами, а потом и самих себя, James вскоре вернулись и вроде бы стали играть то, что в таких случаях полагается и получается играть — ностальгический рок для внутрибританского потребления. Тем неожиданнее, что посреди шестого десятка лет Тим Бут отправляется на танцпол, и держится там уверенно и бодро — последний альбом «La Petite Mort» вопреки заглавию зачинает с отпружинивающими синтезаторами в духе Авичи, гитарной нахрапистостью и явно стадионным размахом. Продюсировал диск Макс Динджел, в послужном списке которого значится долгая работа с The Killers — оно и слышно, правда, прямых ассоциаций стоит избегать — высказывания здесь зрелые и взвешенные. Ко второй половине диска Тиму Буту всё же наскучил танцпол, и он неспешно идёт домой, где выясняется самое главное — там его никто не ждёт.

Suede

suede_-_bloodsports

Одни из самых значимых лиц бритпопа, не совсем справедливо уступившие место спорщиков на зеркальном столе группе Pulp, в начале нулевых умудрились потратить миллион фунтов стерлингов и старания не одного продюсера на провальный во всех отношениях альбом «A New Morning», после чего исчезли с радаров. Хотя, успешно превратившийся в степенного шансонье сольный Андерсон среди всех прочих экс-фронтменов бритпопа оказался наиболее самодостаточной фигурой: даже реюнион Blur казался мероприятием куда более логичным. Правда, затем из чисто ностальгических побуждений случился концерт, который вырос в тур, а там и новые песни появились.

Обречённая на нафталин фабула о том, что Suede откатали тур, взяли своего старого продюсера на студию записывать новый альбом, оборачивается увлекательной, в сущности, историей о красивом старении большой группы. Звучит здесь всё и впрямь как в девяностых, но совсем не молодецкий драматизм и крунерский опыт кабаретных сольников Бретта уживаются в архивном звуке довольно гармонично, так что это явно не старый театр на уставших костях.

Toploader

mzi.ybftlzzt.600x600-75

Наверное, сложно в Британии найти кого-то с более отвратительным музыкальным резюме, чем у Toploader, которые запомнились двумя пунктами: кудрявым вокалистом и звучавшим в ту пору из каждого утюга кавером классического номера 60-х «Dancing in the Moonlight» группы King Harvest. Газетчики обзывали их пластинки дерьмовыми альбомчиками рокеров из паба и обсасывали личную жизнь вокалиста. Toploader настолько прямолинейно списывали их выпады на зависть, насколько так же прямолинейно и топорно играли в Oasis и Simply Red одновременно. Провалив продажи того самого «дерьмового альбомчика», музыканты остались без контракта с лейблом и, к радости всех, развалились.

Десять лет спустя как будто бы из извинительных побуждений Toploader решили перепридумать себя и выветрить напрочь все свои худшие атрибуты — белый фанк, рок-н-ролльный мачизм и голосовые соул-упражнения. В итоге оказалось, что Джозеф Уошборн — в общем-то, неплохой мелодист, а новая пластинка «Only Human» — запоздалый, но проработанный оммаж всему постбритпопу нулевых. Среди источников обращения здесь уже не Simply Red и группа The Who, а A-Ha или даже сразу Coldplay, при этом обращение это бережное: любая из песен запросто могла оказаться в радиоэфирах нулевых, а сам альбом встать на одну ступень с «Hopes & Fears» и «X&Y». Крайне обидно, что эта пластинка так и осталась незамеченной — впрочем, сейчас Toploader худо-бедно держатся на плаву и готовят к выходу четвёртый альбом.

Dodgy

81-WdaSbwAL._SL1400_

Ещё один кудрявый человек пел в самой, наверное, безалаберной и симптоматичной группе бритпопа. Dodgy символизировали собой все те вещи, которые инкриминировали бритпопу, зачитывая о нём некролог — пацанский дискурс, пиво в пабе после работы и низовой британский патриотизм под четыре аккорда. Неудивительно, что группа толком-то и не дожила до конца девяностых.

На первый взгляд, реюнион коллектива логично обернулся предсказуемой акустической старостью, но не всё так однозначно. Вместо того, чтобы обращаться в девяностые к самим себе, Dodgy отправляются напрямую к источникам своего же музыкального образования в конец шестидесятых — начиная с The Kinks, заканчивая вовсе Creedance Clearwater Revival. Немного психоделичный и неброский альбом «Stand Upright in a Cool Place» даже не ностальгирует по той эпохе, а как будто сам происходит из неё.

Бонус: Ричард Эшкрофт

RPA

Поучительная история о потере репутации буквально за два года, которая могла произойти только с Ричардом Эшкрофтом. Потому что нужно быть Ричардом Эшкрофтом для того, чтобы распустить группу после пикового альбома, сделать творчески и коммерчески солидную сольную карьеру, из властолюбивых, как выяснилось позже, побуждений реанимировать The Verve, записав недурственную пластинку и снова разругаться с коллегами в хлам.

И, видимо, нужно быть Ричардом Эшкрофтом, чтобы не поспеть за собственным эго, собрать состав, пошло озаглавив его «Объединёнными нациями звука» и записать непонятную пластинку. «United Nations of Sound» — это неловкая и крайне неудачная попытка вписать в классическую британскую лирику афроамериканский грув. Специально выписанный для записи гуру чикагского хип-хопа No I.D., работавший с Jay-Z, так и не понял, что ему делать с Эшкрофтом. Весь околохипхоп смотрится здесь крайне инородным телом и песни напоминают, скорее, подборку мэшапов, чем полноценную пластинку. То, что получилось у Алекса Тёрнера тремя годами позже, не вышло у Эшкрофта — напрочь отсутствующее чувство самоиронии когда-нибудь должно было сыграть с ним злую шутку — альбом не понравился ровным счётом никому.